Что такое яркость проектора

     Одним из основных параметров проектора является яркость. Величина которой как раз и определяется, исходя из условий освещенности помещения, в котором проектор будет работать, и размера экрана. Яркость - это единственная из световых величин, непосредственно воспринимаемая нашим глазом, и, при отсутствии поглощения света в среде распространения, она не зависит от расстояния до светящегося объекта. 

     Яркость - количество цвета в изображении; указывает, как выглядят светлые или темные цвета (розовый цвет - это светло-красный, а бордовый намного темнее). Повышение или понижение яркости делает все изображение более светлым или более темным. Очень часто в технических характеристиках проекторов световой поток называют яркостью, однако, следует понимать, что яркость и световой поток - две разные физические величины. Яркость - свойство изображения на экране; в числовом значении она пропорциональна световому потоку проектора и обратно пропорциональна площади экрана. 
     При определении уровня яркости в помещении часто используется единица lux (сокр. lx). Однако яркость проекторов выражается единицей Lumen (сокр. Lm, лм) или candela (сокр. Cd, кд). Для небольших и среднего размера комнат достаточно использовать проектор с яркостью 400-600 люменов. Единица candela - в основном для описания яркости обратной проекции, определяемой как количество единиц candela на один квадратный метр (cd/m2, кд/м2). При прямой проекции экран делится на 9 равных секций, и яркость рассчитывается как средняя яркость секций в ANSI Lumen (ANSI Lm, ANSI-лм), единице усредненного светового потока, специально введенном для измерения яркости проекторов в 1992 году. Расстояние от экрана до проектора - определяющий показатель для яркости при использовании прямой проекции. Чем больше размер экрана (а следовательно и расстояние от экрана до проектора будет больше), тем темней изображение. Чем выше яркость у проектора, тем большего размера экрана можно добиться при сохранении приемлемого качества видео-изображения, которое, в свою очередь, менее чувствительно к внешней засветке. 
     Стандарт измерения в ANSI Lm дает довольно точное определение яркости проектора, но только в пределах одной технологии проецирования и применяемом типе ламп. Например, LCD- и DLP-проекторы при одинаковой заявленной яркости могут отличаться по субъективному восприятию на 20-25%. 
     Собственно от яркости зависит, какой размер изображения на экране можно получить при имеющихся (и необходимых) параметрах внешнего освещения.

 

  • 200-500 ANSI-лм дают возможность создать четко видимое и насыщенное изображение диагональю 3,5 м на матовом белом экране при сильном затемнении в помещении или 1-1,5 метра при неярком свете;
  • для небольших и среднего размера комнат достаточно использовать проектор с яркостью 400-600 лм;
  • относительно небольшое значение светового потока в 700 лм позволяет комфортно смотреть фильмы при хорошем затемнении помещения. Конечно, в светлой комнате такой яркости, скорее всего, будет недостаточно, но домашний проектор - это же не кухонный телевизор, пользуются им только по вечерам (обычно);
  • 900-1300 ANSI-лм дадут четкую картинку на 2-3х-метровом белом экране при нормальном освещении (лампы накаливания или дневного света); световой поток в 1000 лм находится на достаточном уровне для ДК-проектора, но для презентаций, которые часто проходят в неполной темноте, надо бы побольше;
  • яркость 1200 лм будет более чем достаточна для использования проектора в составе домашнего кинотеатра или для демонстрации презентаций в небольших помещениях;
  • яркость 1500 ANSI-лм - этого более чем достаточно для проведения качественных презентаций в помещениях небольшого размера при освещении или в хорошо затемненных помещениях среднего размера;
  • проекторы со световым потоком в 2500 лм можно использовать в довольно крупных или незатемненных помещениях;
  • для больших экранов используют проекторы с яркостью от 2000-3000 ANSI-лм до 7000-12000 ANSI-лм.

Какую яркость указывают в рекламе?

     Еще один момент, на который стоит обратить внимание: в технической спецификации для одного и того же проектора зачастую указывается несколько значений яркости. К примеру, многие производители вводят "экономичный" (eco mode) режим работы, который позволяет значительно продлить срок службы лампы или трубки в проекторе. Также встречаются модели с возможностью работы в "турбо" режиме (boost/turbo mode). При этом интенсивность износа сильно растет. Срок жизни лампы или трубки - всё-таки довольно дорогие комплектующие -указывают для нормального режима работы. Какую же яркость указывают в рекламе - вопрос не последнего порядка.

     К яркости можно отнести ещё один параметр, который, к сожалению, практически никогда не указывается - это отношение освещенности в центе и по краям формируемого проектором изображения. В случае если падение яркости от центра к краю экрана составляет более 20-25% - изображение не будет восприниматься равномерным по освещенности даже при воспроизведении движущихся объектов.
     Просмотр кинофильма будет комфортным, если яркость изображения, пропорциональная освещенности, не будет очень большой или очень малой. Взяв за основу освещенность экрана в стандартном кинотеатре - лежит она в пределах 85-120 лк; при этом нормативная яркость экрана в профессиональных кинотеатрах (затемнённых залах) составляет 25-60 кд/м2 - за допустимый минимум в области изображения можно принять среднее значение этого диапазона - около 100 лк. Увеличение размера изображения сопровождается уменьшением уровня освещенности, поэтому та диагональ, при которой освещенность экрана в области изображения упадет до 100 лк, и будет максимально достижимой диагональю для данного проектора.
     При наличии посторонних засветок экрана просмотр изображения также будет комфортным, если контрастность изображения не снизится ниже определенного предела. Контрастность при засветках тем ниже, чем выше уровень засветки. Следовательно, для изначально контрастного графического изображения за минимум контрастности можно принять величину 10:1, а для киноизображения больше - 50:1. Контрастность - соотношение яркости светлых и темных областей изображения; определяет чёткость изображения. Обычно это соотношение составляет 100:1 или выше. Контрастность 300:1 на сегодня является стандартным значением среди проекторов, основанных на LCD технологии.

Мощность светового потока

     И несколько комментариев по поводу мощности излучаемого светового потока ANSI. Прежде всего, яркость важна (до некоторой степени), но не является решающим фактором при оценке эффективности работы домашнего кинотеатра. В темной комнате проектор на 700 ANSI-лм с хорошим контрастом может оказаться весьма ярким, поскольку световой поток на квадратный фут в данном случае будет больше, чем на экране в общественном кинотеатре. Как бы то ни было, наши глаза привыкли к среднему уровню света, падающему на экран. И причина того, что дневной свет буквально <ослепляет> при выходе из кинозала заключается в недостаточном количестве света: глаза привыкают к очень тусклому изображению.
     В тёмном домашнем кинотеатре мы легко привыкаем к распределению мощности излучаемого светового потока, что делает фактор номинальной мощности ANSI относительно незначительным. Достаточно минимальной яркости проектора, чтобы осветить экран при хорошем контрасте. Тогда и не придётся пускать в ход дискомфортно ослепляющую большую яркость. Для обычного помещения домашнего кинотеатра и стандартного размера экрана этот диапазон составляет приблизительно от 400 до 2000 ANSI-лм. Отчего, теоретически, любой проектор, находящийся в этом диапазоне, можно считать <достаточно ярким>, обеспечивающим хорошее изображение для ДК. И с этой точки зрения, другие факторы, такие как контрастность, цвет, пикселизация и т.д. и т.п., становятся более важными вопросами.
     В случае же, если в комнате присутствует немного случайного или обычного окружающего света, то важным вопросом будет мощность излучаемого светового потока. Свет (и не только дневной) оказывает существенное воздействие на контраст проекционной системы. И чем меньше яркость проектора, тем больше видимое(!) воздействие окружающего света. Таким образом, согласитесь, Вам следует избегать проекторов с низкой номинальной мощностью излучаемого света.
     Однако что бы мы ни описывали и что бы мы ни говорили, неумолимо приходим к выводу о субъективизме взглядов восприятия видеоряда. Различие в ощущениях при просмотре яркого изображения и менее яркого изображения - даже в темноте, когда глаза уже привыкли - налицо. Яркое и сочное изображение манит и само собой затягивает зрителя, захватывая необычным поворотом сюжета, передавая ощущение реальности, в то время как меньшая освещенность предопределит и более низкое качество. 


     Помимо всего прочего, важно само понимание, как вы будете использовать проектор, что значительно облегчает правильный выбор.
     Будете Вы носить его с собой или отведёте для него специальное место дома - от этого во многом зависит, сколько усилий придётся потратить на транспортировку проектора, поскольку к массе аппарата необходимо плюсовать кабели подключения, дистанционный пульт управления и другие принадлежности.
     Чрезвычайно важным критерием при выборе будет и размер помещения. Впрочем так же, как и учитывать размер экрана: удвоение диагонали означает четырёхкратный рост его площади.
     Будете ли Вы смотреть DVD со включенным светом или устроите романический вечер при свечах (и с домашней пиццей), или и так, и так? Выбирая проектор, нужно убедиться, имеется ли достаточный световой поток для отображения видеосюжетов при различных условиях внешней засветки.
    Чёткое знание о том, как будет использоваться проектор, облегчит Вам определение приоритетности его параметров и приблизит Вас к наиболее подходящему именно для Вас, идеальному выбору.