Влияет проектор на зрение?

Вот уже который год компьютерная техника меняет наш мир в лучшую сторону. Но, вместе с неимоверными возможностями, она несет в себе и большую угрозу: сильную нагрузку на наши глаза.

Про причины ухудшения зрения в результате продолжительной работы за экранами компьютеров/планшетов было написано много. Большинство сводидся к мысли, что глаза человека не рассчитаны на ту нагрузку, котороую они получают при работе за ЖК-экранами. Особенно сильно на себе ощущают такое негативное влияние программисты и представители других, связанных с работой за компьютерами, профессий.

Как быть в этой ситуации? Неужели человечество не придумало способа избежать негативного влияния на глаза в процессе работы за компьютерами?

В этой статье я хочу рассказать про ламповые и LED проекторы, которые, имеют меньшее негативное влияние на глаза и вполне могут стать заменой ЖК-экранов.

Теплые ламповые проекторы

Вообще, проекторы — древняя технология. Суть ее проста: проектор светит на проекционную плоскость, от нее свет отбивается и человек видит картинку. Чем дальше поставить проектор — тем большей будет диагональ изображения, и тем ниже будет светоотдача от проекционной плоскости. Наоборот, чем ближе — тем меньше диагональ и больше светоотдача.

Как мне кажется, такой способ получения информации для человеческих глаз более естественный, чем от ЖК-экранов. Свет более рассеяный, менее яркий, можно сделать большую диагональ картинки (хоть 100"). Тем не менее, ламповые проекторы не пользуются большой популярностью. Почему? Этому есть несколько причин:

Цена. Ламповые проекторы стоят дороже;

Ресурс лампы накаливания проектора — ограничен (примерно 5000 часами, а то и меньше), и стоимость ее замены достаточно большая;

Минимальные проекционные расстояния (то есть расстояние от проектора до плоскости, на которую проецируется изображение), как правило, не меньше 1 м, в результате — не всегда есть необходимое пространство для установки;

Необходимость для проекторов наличия проекционного экрана (либо другой плоскости, на которую будет проецироваться изображение).

Из-за этих недостатков ламповые проекторы в основном используются как элемент домашнего кинотеатра, а не для обычной работы за компьютером.

LED-проекторы: спасение пришло

Буквально пару лет назад появилась модификация проекторов, в которых лампы накаливания заменили на LED. Благодаря этому, многие недостатки обычных проекторов были нивелированы:

Цена LED-проекторов — в несколько раз ниже;

Ресурс работы LED-проекторов — в несколько раз выше (20000-30000 часов);

Некоторые производители (но не все!) уменьшили минимальные проекционные расстояния до 0.5-0.6 метров. Таким образом, LED-проектор можно просто поставить перед собой (например, на стол) и использовать его как замену монитору при обычной (настольной) работе.

Если год-два назад количество моделей на рынке было ограничено, то сегодня уже есть с чего выбрать. Даже появились модели с встроенными аккумуляторами для автономной работы, с USB/SD ридерами, с Андроидом на борту.

Итак, что мы имеем.

А имеем то, что уже сегодня за $500 можно купить устройство для замены вредных ЖК-экранов. Да здравствует революция! 

По моим личным ощущениям, проекторы все-таки хуже для глаз, чем e-ink, но значительно лучше за ЖК-экраны. Конечно, индивидуальные особенности никто не отменял. Так что нужно попробовать поработать за проектором чтобы узнать, будет ли он лучше именно для ваших глаз.

Что же касается проекционной плоскости, то она может быть любой. Идеально — это проекционный экран (но они, почему-то, изготавливаются исключительно под большие диагонали от 80"). Можно проецировать на белую бумагу. Либо на белую стену. Здесь главное, чтобы цвет плоскости был именно белым, и чем белее — тем лучше.

Что еще не так

Поскольку LED-проекторам всего несколько лет, данная технология имеет свои недостатки.

1. Пожалуй, самым большим является уровень шума (от 25 до 32 дб). Работать при таком шуме — некомфортно, особенно если учесть, что проектор, как правило, нужно ставить недалеко от себя.

2. Разрешение большинства LED-проекторов — всего 1280x800. FullHD модели тоже есть, но стоят они пока неприлично дорого. Есть и более дешевые модели с еще меньшим разрешением, но использовать их для замены монитора, я думаю, будет неудобно.

3. Светопоток LED-проекторов значительно ниже, чем в обычных ламповых. Первые модели имели всего 200 лм, что делало работу в светлом помещении почти невозможной. Более современные (и дорогие) модели имеют светопоток на уровне 700 лм, и, если проектор ставить не очень далеко от проекционной плоскости, светоотдача буде достаточно хороша. Но не забываем — чем ближе проектор, тем меньше диагональ картинки.

4. Если ставить проектор перед собой (например, на стол), нужно учитывать такие показатели, как: минимальное проекционное расстояние и проекционное отношение. Они не всегда подходят для такого (настольного) формата использования проектора, так что нужно внимательно изучать спецификации устройства. В интернете есть сайты-калькуляторы для проекторов, которые рассчитывают размер диагонали проецируемого изображения в зависимости от расстояния и модели, тут Google в помощь. Заметки:

Как я уже говорил, минимальное проекционное расстояние большинство производителей задает (почему-то) на уровне 1 метра и больше. Но есть модели с минимальным расстоянием в 0.5 метра. Меньше не встречал.

Проекционное отношение — это отношение дистанции проекции к диагонали проецируемого изображения. То есть, сколько дюймов картинки мы получим в зависимости от того, как далеко поставим проектор. Наилучшее, что я видел, это 0.9, то есть на расстоянии 1 метра диагональ изображения будет 1.11 метра.

Итог

Как и любая технология, LED-проекторы имеет свои достоинства и недостатки. Преимуществами есть (субъективно) большая безопасность для глаз, по сравнению с ЖК-экранами, и большая скорость реакции вместе с цветным изображением, по сравнению с e-ink. Среди недостатков, присущих на данном этапе развития технологии, можно выделить: уровень шума, относительно небольшое максимальное разрешение (в не-премиум моделях), относительно низкий светопоток. Кроме того, минимальные проекционные расстояния и проекционные отношения не настолько хороши для «настольной» работы, как хотелось бы. Но со всеми недостатками можно (и нужно) мириться, так как зрение, тем более для тебя, самое ценное.

Какие бывают проекторы? 

Однозначный ответ на данный вопрос получить невозможно, поскольку модели бывают разные. Данный обзор проекторов поможет вам ознакомиться с основными свойствами и принципом выбора. И если вы захотите самостоятельно купить проектор, полученные знания помогут вам сделать правильный выбор.

Как правильно подобрать проектор по сферам применения?

Первое, с чего стоит начать изучение проекторов,  их классификация по назначению.

Для бизнес-целей чаще всего используются портативные модели, поскольку они легко помещаются в дорожную сумку вместе с ноутбуком и кроме того портативный версии  можно свободно перемещать из помещения в помещение. Есть так же и стационарные, варианты для больших помещений. Главные требования для бизнес-проекторов - высокая яркость (для работы в незатемненном зале), возможность подключения любых источников (ПК, ноутбук, флэшка...), быстрота и простота настройки.

К бизнес-моделям близки проекторы, используемые в сфере образования. Однако у них есть своя специфика. В ряде случаев актуальны сверхкороткофокусные модели, которые можно располагать в непосредственной близости от проекционной поверхности. Кроме того, модели для образования - это, как правило, мультимедийный проектор, имеющий встроенный динамик, с помощью которого можно озвучивать учебный материал.

Отдельно стоит выделить виды проекторов, предназначенных для использования в барах ресторанах и клубах. Для них важны возможности длительной непрерывной работы и повышенная степень защиты от загрязнений воздуха.

И все же, главная ассоциация, которая возникает в голове, когда мы слышим слово «проектор», это конечно же кино. Какие модели используют в кинотеатрах? Если речь идет о домашнем кинотеатре, требуемые характеристики: умеренная яркость, высокая контрастность, а так же максимально точная и глубокая передача цвета. В коммерческих кинотеатрах применяются значительно более крупные и мощные модели, яркость которых составляет десятки тысяч люмен. Для увеличения яркости картинки так же могут использоваться сразу несколько проекторов одновремено.
Самые яркие устройства так же устанавливаются на выставках, стадионах, для организации концертов и шоу-программ. Яркость одной модели в среднем составляет 10000 - 15000 ANSI Лм и они так же могут собираться в массивы по несколько штук для увеличения общей яркости изображения. Для таких проекторов крайне важна возможность делать «склейки» из нескольких проекций и возможность стабильной работы длительное время, в том числе в режиме 24/7.

Обзор проекторов по принципу формирования изображения

  • 3LCD, LCD-проекторы - для формирования изображения используется просветная жидкокристаллическая матрица. У 3LCD-моделей их три (для каждого из основных цветов). 3LCD технология сравнительно недорогая и активно используется в моделях различного класса и назначения.
  • DLP, 3хDLP- проекторы - картинка формируется с помощью отражающей микрозеркальной матрицы и цветового колеса, позволяющего использовать одну матрицу для последовательного отображения всех трех основных цветов. Одноматричные DLP модели наиболее доступны по цене и активно используются в бизнесе, образовании и иных сферах.
  • 3х DLP технология, в которой для отображения трех базовых цветов используется отдельный DLP чип с соответствующим цветофильтром, значительно более дорогая, поэтому применяется только в дорогих типах инсталляционных и кинотеатральных проекторов.
  • LCoS-проекторы (SXRD, D-ILA) - расшифровывается как Liquid Crystal on Silicon ("Жидкий Кристалл на Кремнии"), близка по сути к 3LCD, однако, ЖК-матрицы работают не на просвет, а на отражение. Достоинства технологии - отличное качество изображения, высокая контрастность. Среди недостатков устройства - сравнительно малая яркость, благодаря чему данная технология активнее всего используется в домашних кинотеатральных моделях.
  • CRT-проекторы - изображение создается при помощи трех электронно-лучевых трубок базовых цветов (RGB). «Прародители» кинотеатральных проекторов. Сегодня практически не используются.
  • LED-проекторы - используют светодиодный излучатель света. Отличаются длительным сроком службы, в разы превышающим срок службы моделей с лампой. Кроме того LED-технология, позволяет создавать сверхпортативные проекторы, помещающиеся не только в сумку, но даже в карман.
  • LDT-проекторы - здесь используются несколько лазерных генераторов света. Самая молодая, но очень перспективная технология. Позволяет создать компактные проекторы с исключительно высокой яркостью.

Применимость проектора в той или иной инсталляции можно оценить по паспортным данным

Яркость - мощность светового потока, «количество» света, которое излучает оборудование. Для кинотеатральной модели достаточно яркости 1000 ANSI Лм, для офиса и образования порядка 3000-5000 ANSI Лм, а для больших киноеатров и шоу-программ обычно применяют сверхмощные проекторы с яркостью 10000-15000 ANSI Лм.

Контрастность - способность проектора одновременно воспроизводить самые светлые и самые темные участки изображения, прорабатывать все градации серого для наилучшей цветопередачи. Хорошая контрастность для домашнего устройства - 30000 - 50000:1. Для бизнес-моделей как правило достаточно контрастности порядка 2000-3000:1.

Разрешение - количество пикселей матрицы, формирующей изображение по горизонтали и вертикали. Чем больше разрешение, тем выше четкость и детальность картинки. Для домашнего кинотеатра стандартом является разрешение 1920х1080 (Full HD), а для офисного применения обычно используются разрешения 1024x768 (XGA) или 1280x800 (WXGA) разрешения. В целом же проекторы могут иметь различное разрешение от 800х600 до 4096х2304 точек.

Проекционное соотношение - зависимость ширины изображения от дистанции. Модели с зуммируемым объективом обладают переменным проекционным соотношением. Проекционным соотношением меньше единицы обладают ультракороткофокусные проекторы. Например - коэффициент 0,5 означает что с метровой дистанции картинка будет иметь ширину два метра. А при проекционном соотношении 2 для получения двухметровой ширины потребуется дистанция 4 метра.

Типы проекторов с дополнительными возможностями

Сменные объективы - на некоторые проекторы можно устанавливать разные объективы, (с различным проекционным соотношением) в зависимости от условий инсталляции.

Средства оптической и цифровой регулировки - функции оптического зума, сдвига объектива (по вертикали / горизонтали) и корректировки трапеции помогут идеально настроить картинку, даже если проектор смещен от центра экрана или смотрит на него под углом (ввиду условий установки).
Поддержка 3D - хотите отображать 3D-картинку? Выбирайте проектор, поддерживающий данную функцию. Если в модели реализована технология покадровой развертки (для показа 3D), также потребуются специальные 3D очки и, возможно, дополнительный модуль 3D-синхронизатора.
HDMI, USB, LAN и другие разъемы - очень важный критерий при выборе проектора - наличие у него всех необходимых интерфейсов для подключения источников и интеграции устройства в IT-среду и/или развлекательную систему.

Встроенная аудиосистема - если нужно демонстрировать видео со звуковым сопровождением, помогут виды проекторов со встроенными громкоговорителями.

Системы крепления - для наилучшего качества картинки и надежности решения, очень важно правильно закрепить устройство в нужном месте. Для этого существуют специальные крепежные решения (кронштейны, штанги, лифты), рассчитанные на проекторы всевозможных габаритов и конструкций.

Как правильно выбрать проектор

Выбирая проектор, сформулируйте задачу (бизнес, дом, образование, выставки...). В каком помещении планируется эксплуатация? Какие бывают проекторы, которые могут подойти вам? Каково предполагаемое расстояние между устройством и экраном? Хоте установить обрудование «навечно» или постоянно переносить его с места на место? Какие источники контента нужно подключить? Какие видеоматериалы собираетесь смотреть? Требуется ли интеграция в IT-пространство или систему «Умный дом»? Ответы на эти и другие вопросы помогут подобрать подходящий профессиональный проектор. 

 

Как правильно выбрать экран

Большая роль в создании комфортного восприятия демонстрируемого изображения принадлежит экрану. Для его правильного выбора нужно определить тип экрана, его размер и материал покрытия . Наиболее важные критерии, которые играют решающую роль при выборе экрана, приведены далее в виде четырех шагов. 

ШАГ 1. Тип экрана 

Если Вы планируете использовать экран только в одном помещении, то лучше будет выбрать один из рулонных экранов, крепящихся к стене или к потолку. Среди них есть и экраны с электроприводом. 

Если же Вам нужно проводить презентации в разных местах, то лучше выбрать портативный экран, к которым относятся мобильные экраны, экраны на штативе и экраны на складной раме.

Возможно, стоит обратить внимание на преимущества схемы «обратной проекции» с использованием просветных экранов, когда проектор располагают за экраном, с противоположной от зрителей стороны. В этом случае экран значительно менее чувствителен к освещению, а оборудование скрыто от зрителей и не стесняет свободы перемещения.

ШАГ 2. Размер экрана

Это один из самых ответственных шагов. При определении размеров следует руководствоваться следующими правилами
- ширина экрана не должна превышать 1 / 2 расстояния до первого ряда зрителей;
- ширина экрана не должна быть меньше 1 / 6 расстояния до последнего ряда зрителей;
- высота экрана не должна быть меньше 1 / 8 расстояния до последнего ряда зрителей
- нижняя граница экрана должна быть на высоте не менее 125 см от пола, чтобы все зрители могли видеть нижнюю границу изображения

ШАГ 3. Формат экрана. 

В зависимости от проектора проецируемое изображение имеет определенное соотношение ширины и высоты, т. е. формат изображения

Формат:

Ширина/высота:

Квадратный формат (оверхед-проекторы)

1:1

Видео формат (мультимедиа-проекторы)

4:3

Формат 35-мм слайдов (слайд-проекторы)

3:2

HDTV формат (например, фильмы на DVD)

16:9


Для получения хорошего результата рекомендуется использовать экран того же формата, что и изображение. Наиболее универсальны рулонные экраны с форматом 1:1 или 4:3. Разматывая полотно из рулона на определенную высоту, можно использовать его для работы с широким спектром проекционного оборудования, поддерживающим формат изображения от квадратного до кинематографического (2,35:1).

ШАГ 4. Материал покрытия экрана. 

Проекционные экраны отличаются не только конструкцией, но и материалом покрытия. Способность материала покрытия экрана отражать/рассеивать падающий на него свет выражается зависимостью яркости изображения от угла зрения.

Выбор материала экрана напрямую зависит от целей его использования. Однако ряд факторов «окружающей среды» тоже играют немаловажную роль. При выборе материала необходимо учитывать яркость и расположение проектора, конфигурацию помещения и условия освещения.

Влияние конфигурации помещения и расположения проектора. 

Материал покрытия определяет способность проекционного экрана распределять свет в определенном направлении. Это в свою очередь влияет на область обзора. Если материал экрана выбран неправильно, то не всей зрительской аудитории удастся прочитать данные на экране.

Экран с белым матовым покрытием, имеющим коэффициент отражения, близкий к 1, рассеивает попадающий на него свет одинаково во всех и тем самым обеспечивает широкий угол обзора. Изображение, демонстрируемое на таких экранах, прекрасно видно под любым углом зрения. Благодаря гладкой поверхности, матовое покрытие обеспечивает хорошую цветопередачу и прекрасную четкость изображения.

Экран с «бисерным» покрытием, изготовленный нанесением на белый матовый материал микроскопических стеклянных бисерин сферической формы, отражает основную часть падающего света в пределах узкого пространственного сектора в направлении источника. Коэффициент отражения в этом направлении достигает К отр = 2, 5 - 3, однако быстро уменьшается по мере отклонения от центра и под углом в 30 град уже становится меньше единицы. В результате изображение на таком экране оказывается заметно ярче, если смотреть на него под прямым углом, но для зрителей, находящих сбоку, все может оказаться гораздо менее приятно.


Влияние освещения презентационного помещения и яркости проектора

Таким образом, если в Вашей комнате для совещаний или конференц-зале экран планируется расположить по широкой стене, то Вам нужен матовый экран. Если же экран будет размещен по узкой стене, то стоит рассмотреть возможность приобретения экрана с «бисерным» покрытием. Не стоит, однако, рассчитывать на «бисерный» экран, если проектор будет установлен под потолком. Для такого варианта лучше использовать матовые экраны или экраны со специальным зеркально отражающим покрытием. Отметим, что матовые экраны являются наиболее универсальными и подходят для любой конфигурации помещения.

Субъективное восприятие качества картинки определяется ее контрастностью. Реальная контрастность изображения на экране зависит как от яркости проектора и условий внешнего освещения, так и от коэффициента отражения самого экрана.

Таким образом, если помещение или условия презентации не позволяют сделать затемнение, то применяя экраны с правильно подобранным покрытием, можно компенсировать недостаточную яркость проектора. Если подобных ограничений нет, то можно, наоборот, повысить комфорт зрителей, сделав за счет соответствующего экрана изображение более ярким и контрастным.

Яркость проектора. В чём измеряют? И на что влияет?

    Ни для кого не секрет, что видеопроектор на сегодняшний день не роскошь, а лишь средство создания качественного изображения. Предпочтение проектору справедливо. Ещё бы! Разве может не понравиться картинка на экране в 100 дюймов по диагонали?! Кинозал.. и только для Вас! В довершение ко всему, проектор, действительно, показывает лучше, чем обычный телевизор, поскольку обладает большей контрастностью. Пожалуй, единственный его недостаток - он не всегда работает в освещённых помещениях.
     Конечно, проектор и телевизор - две абсолютно разные вещи. У первого картинка будет не то, чтобы лучше или хуже. Она - просто другая! 

Что такое яркость проектора

     Одним из основных параметров проектора является яркость. Величина которой как раз и определяется, исходя из условий освещенности помещения, в котором проектор будет работать, и размера экрана. Яркость - это единственная из световых величин, непосредственно воспринимаемая нашим глазом, и, при отсутствии поглощения света в среде распространения, она не зависит от расстояния до светящегося объекта. 

     Яркость - количество цвета в изображении; указывает, как выглядят светлые или темные цвета (розовый цвет - это светло-красный, а бордовый намного темнее). Повышение или понижение яркости делает все изображение более светлым или более темным. Очень часто в технических характеристиках проекторов световой поток называют яркостью, однако, следует понимать, что яркость и световой поток - две разные физические величины. Яркость - свойство изображения на экране; в числовом значении она пропорциональна световому потоку проектора и обратно пропорциональна площади экрана. 
     При определении уровня яркости в помещении часто используется единица lux (сокр. lx). Однако яркость проекторов выражается единицей Lumen (сокр. Lm, лм) или candela (сокр. Cd, кд). Для небольших и среднего размера комнат достаточно использовать проектор с яркостью 400-600 люменов. Единица candela - в основном для описания яркости обратной проекции, определяемой как количество единиц candela на один квадратный метр (cd/m2, кд/м2). При прямой проекции экран делится на 9 равных секций, и яркость рассчитывается как средняя яркость секций в ANSI Lumen (ANSI Lm, ANSI-лм), единице усредненного светового потока, специально введенном для измерения яркости проекторов в 1992 году. Расстояние от экрана до проектора - определяющий показатель для яркости при использовании прямой проекции. Чем больше размер экрана (а следовательно и расстояние от экрана до проектора будет больше), тем темней изображение. Чем выше яркость у проектора, тем большего размера экрана можно добиться при сохранении приемлемого качества видео-изображения, которое, в свою очередь, менее чувствительно к внешней засветке. 
     Стандарт измерения в ANSI Lm дает довольно точное определение яркости проектора, но только в пределах одной технологии проецирования и применяемом типе ламп. Например, LCD- и DLP-проекторы при одинаковой заявленной яркости могут отличаться по субъективному восприятию на 20-25%. 
     Собственно от яркости зависит, какой размер изображения на экране можно получить при имеющихся (и необходимых) параметрах внешнего освещения.

 

  • 200-500 ANSI-лм дают возможность создать четко видимое и насыщенное изображение диагональю 3,5 м на матовом белом экране при сильном затемнении в помещении или 1-1,5 метра при неярком свете;
  • для небольших и среднего размера комнат достаточно использовать проектор с яркостью 400-600 лм;
  • относительно небольшое значение светового потока в 700 лм позволяет комфортно смотреть фильмы при хорошем затемнении помещения. Конечно, в светлой комнате такой яркости, скорее всего, будет недостаточно, но домашний проектор - это же не кухонный телевизор, пользуются им только по вечерам (обычно);
  • 900-1300 ANSI-лм дадут четкую картинку на 2-3х-метровом белом экране при нормальном освещении (лампы накаливания или дневного света); световой поток в 1000 лм находится на достаточном уровне для ДК-проектора, но для презентаций, которые часто проходят в неполной темноте, надо бы побольше;
  • яркость 1200 лм будет более чем достаточна для использования проектора в составе домашнего кинотеатра или для демонстрации презентаций в небольших помещениях;
  • яркость 1500 ANSI-лм - этого более чем достаточно для проведения качественных презентаций в помещениях небольшого размера при освещении или в хорошо затемненных помещениях среднего размера;
  • проекторы со световым потоком в 2500 лм можно использовать в довольно крупных или незатемненных помещениях;
  • для больших экранов используют проекторы с яркостью от 2000-3000 ANSI-лм до 7000-12000 ANSI-лм.

Какую яркость указывают в рекламе?

     Еще один момент, на который стоит обратить внимание: в технической спецификации для одного и того же проектора зачастую указывается несколько значений яркости. К примеру, многие производители вводят "экономичный" (eco mode) режим работы, который позволяет значительно продлить срок службы лампы или трубки в проекторе. Также встречаются модели с возможностью работы в "турбо" режиме (boost/turbo mode). При этом интенсивность износа сильно растет. Срок жизни лампы или трубки - всё-таки довольно дорогие комплектующие -указывают для нормального режима работы. Какую же яркость указывают в рекламе - вопрос не последнего порядка.

     К яркости можно отнести ещё один параметр, который, к сожалению, практически никогда не указывается - это отношение освещенности в центе и по краям формируемого проектором изображения. В случае если падение яркости от центра к краю экрана составляет более 20-25% - изображение не будет восприниматься равномерным по освещенности даже при воспроизведении движущихся объектов.
     Просмотр кинофильма будет комфортным, если яркость изображения, пропорциональная освещенности, не будет очень большой или очень малой. Взяв за основу освещенность экрана в стандартном кинотеатре - лежит она в пределах 85-120 лк; при этом нормативная яркость экрана в профессиональных кинотеатрах (затемнённых залах) составляет 25-60 кд/м2 - за допустимый минимум в области изображения можно принять среднее значение этого диапазона - около 100 лк. Увеличение размера изображения сопровождается уменьшением уровня освещенности, поэтому та диагональ, при которой освещенность экрана в области изображения упадет до 100 лк, и будет максимально достижимой диагональю для данного проектора.
     При наличии посторонних засветок экрана просмотр изображения также будет комфортным, если контрастность изображения не снизится ниже определенного предела. Контрастность при засветках тем ниже, чем выше уровень засветки. Следовательно, для изначально контрастного графического изображения за минимум контрастности можно принять величину 10:1, а для киноизображения больше - 50:1. Контрастность - соотношение яркости светлых и темных областей изображения; определяет чёткость изображения. Обычно это соотношение составляет 100:1 или выше. Контрастность 300:1 на сегодня является стандартным значением среди проекторов, основанных на LCD технологии.

Мощность светового потока

     И несколько комментариев по поводу мощности излучаемого светового потока ANSI. Прежде всего, яркость важна (до некоторой степени), но не является решающим фактором при оценке эффективности работы домашнего кинотеатра. В темной комнате проектор на 700 ANSI-лм с хорошим контрастом может оказаться весьма ярким, поскольку световой поток на квадратный фут в данном случае будет больше, чем на экране в общественном кинотеатре. Как бы то ни было, наши глаза привыкли к среднему уровню света, падающему на экран. И причина того, что дневной свет буквально <ослепляет> при выходе из кинозала заключается в недостаточном количестве света: глаза привыкают к очень тусклому изображению.
     В тёмном домашнем кинотеатре мы легко привыкаем к распределению мощности излучаемого светового потока, что делает фактор номинальной мощности ANSI относительно незначительным. Достаточно минимальной яркости проектора, чтобы осветить экран при хорошем контрасте. Тогда и не придётся пускать в ход дискомфортно ослепляющую большую яркость. Для обычного помещения домашнего кинотеатра и стандартного размера экрана этот диапазон составляет приблизительно от 400 до 2000 ANSI-лм. Отчего, теоретически, любой проектор, находящийся в этом диапазоне, можно считать <достаточно ярким>, обеспечивающим хорошее изображение для ДК. И с этой точки зрения, другие факторы, такие как контрастность, цвет, пикселизация и т.д. и т.п., становятся более важными вопросами.
     В случае же, если в комнате присутствует немного случайного или обычного окружающего света, то важным вопросом будет мощность излучаемого светового потока. Свет (и не только дневной) оказывает существенное воздействие на контраст проекционной системы. И чем меньше яркость проектора, тем больше видимое(!) воздействие окружающего света. Таким образом, согласитесь, Вам следует избегать проекторов с низкой номинальной мощностью излучаемого света.
     Однако что бы мы ни описывали и что бы мы ни говорили, неумолимо приходим к выводу о субъективизме взглядов восприятия видеоряда. Различие в ощущениях при просмотре яркого изображения и менее яркого изображения - даже в темноте, когда глаза уже привыкли - налицо. Яркое и сочное изображение манит и само собой затягивает зрителя, захватывая необычным поворотом сюжета, передавая ощущение реальности, в то время как меньшая освещенность предопределит и более низкое качество. 


     Помимо всего прочего, важно само понимание, как вы будете использовать проектор, что значительно облегчает правильный выбор.
     Будете Вы носить его с собой или отведёте для него специальное место дома - от этого во многом зависит, сколько усилий придётся потратить на транспортировку проектора, поскольку к массе аппарата необходимо плюсовать кабели подключения, дистанционный пульт управления и другие принадлежности.
     Чрезвычайно важным критерием при выборе будет и размер помещения. Впрочем так же, как и учитывать размер экрана: удвоение диагонали означает четырёхкратный рост его площади.
     Будете ли Вы смотреть DVD со включенным светом или устроите романический вечер при свечах (и с домашней пиццей), или и так, и так? Выбирая проектор, нужно убедиться, имеется ли достаточный световой поток для отображения видеосюжетов при различных условиях внешней засветки.
    Чёткое знание о том, как будет использоваться проектор, облегчит Вам определение приоритетности его параметров и приблизит Вас к наиболее подходящему именно для Вас, идеальному выбору.

Страница 1 из 2